Панели для театральных, концертных и актовых залов, залов заседаний
Театральные, концертные и актовые залы, залы заседаний

Театральные, концертные и актовые залы, залы заседаний

В таких помещениях ключевым значением является комфорт восприятия звука, основными требованиями которых являются:

  • обеспечение всех зрителей достаточной силой звука;
  • создание диффузного звукового поля;
  • исключение эха и фокусировки звука;
  • обеспечение реверберации;
  • минимизация посторонних шумов.

Улучшение акустических характеристик помещений достигается рациональным выбором размеров и формы зала в комплексе с отделкой интерьера, учитывая конечно, шумоизоляцию всего помещения.

Лекционные залы и аудитории

Основным критерием оценки акустического качества лекционных помещений служит разборчивость речи. Время реверберации должно быть сравнительно невелико — существенно меньше, чем для залов другого назначения.
Проектирование и отделка таких помещений должна учитывать критерии усиления акустического звучания голоса человека. Мощность голоса ограничена, при этом чёткость речи (которая может «потеряться» в неправильно выстроенном акустическом пространстве) крайне важна для оратора, чтобы присутствующие в аудитории не только услышали лектора, но и понимали о чём идёт речь. При этом задача лектора осложняется посторонними звуками – шелест тетрадей, шёпот студентов и т.д. Ввиду большого количества факторов, снижающих чёткость голоса лекционные залы принципиально отличаются от обычной аудитории.
Важна не только форма аудитории, но и расстановка посадочных мест, расстояние от лектора до слушателей. Именно поэтому аудитории проектируются по принципу амфитеатра.

Театральные залы

Театральные залы, как и лекционные, служат, в основном, для передачи речи. Но у них есть несколько принципиальных отличий:

  • Во-первых, источником звука служит профессионально поставленный голос актёра, который при равной мощности воспринимается более отчётливо, чем голос лектора или студента.
  • Во-вторых, в театральном зале, при просмотре действия зрители сконцентрированы происходящим на сцене событии и издают мало звуков, в отличие от лекционных пространств. Эти особенности позволяют располагать зрительские места на большем расстоянии от сцены, чем в обычной аудитории.

Есть также ряд деталей препятствующие хорошему распространению звука:

  • Голос актера звучит со сцены, которая оборудована декорациями, занавесом, кулисами;
  • Актёры постоянно находятся в движении, поэтому звук не может быть направлен всегда только в одну точку;
  • Помимо речи актёров, со сцены звучат посторонние шумы – звук шагов, движения актёров, специальные звуковые эффекты.

Важно, чтобы речь распространялась в зал чётко и понятно, для всех присутствующих, вне зависимости от направления речи актёров. Необходимо устранить все противоречивые условия особенности такого помещения, структуру реверберационного процесса. Это уровень сплошных отражений, начинающихся после участка дискретных отражений, он должен быть существенно ниже уровня прямого звука, тогда при сохранении достаточно высокой разборчивости речи время реверберации может быть увеличено. Это можно обеспечить за счет хорошего рассеяния звука на завершающем участке реверберационного процесса. Все учитывается не только при строительстве зала, но и при его отделке.

Залы для воспроизведения музыки

С точки зрения проектирования акустики залы для воспроизведения музыки относятся к самым сложным. Сложность заключается в том, чтобы не исказить звучание. Вторая трудность – эстетическое качество звука. Здесь важную роль играет профессионализм специалиста по акустике, который должен точно определить все нюансы архитектуры помещения и правильно распределить зоны коэффициента звучания звука. И только после тщательной проработки пространства специалистом по акустике можно приступать к отделке зала акустическими материалами (звукоизоляция, акустические панели, акустические потолки). Есть много примеров красивых и современных залов, в которых звучание музыки не комфортно для прослушивания, а ведь качество звука — это основной критерий для таких пространств.
В концертных залах вместо сцены с декорациями устраивается эстрада. Зачастую вокруг площадки на эстраде устанавливают ограждения – акустические раковины. При отделке концертных залов раньше использовали деревянные акустические панели, но на сегодняшний день нормы пожарной безопасности усилились и применение легко воспламеняемых материалов запрещено. Отделочные материалы для таких помещений должны иметь сертификат пожарной безопасности КМ-1.

Безопасная альтернатива деревянным панелям – шпонированные акустические панели с основанием из ГСП (гипсостружечная плита).

Продукция фабрики Wallhof для отделки театральных и концертных залов
Остались вопросы?
Задавайте!